"Оптимизация" или коррупция ?

27.10.2016 г.

            11 октября 2016 года № 1949 вышел приказ Федеральной таможенной службы о присоединении Себежской таможни к Псковской. На практике это означает, что Себеж с населением в 5,5 тысяч человек лишается свыше 690 рабочих мест. Себежская таможня - это организация не только градообразующая, она единственная по своим масштабам. Ее присоединение, а фактически перетекание рабочих мест в Псков и Санкт-Петеребург, повлечет  сокращение и в других связанных с таможней организациях. Этот снежный ком создает очаг нестабильности, хаос в непосредственной близости от государственной границы.


Значительно снизятся отчисления в местный бюджет, ведь подоходные налоги с зарплат будут теперь перечисляться Псковской таможней в бюджет Пскова. Себеж лишится  значительных финансовых поступлений, которые идут на содержание школ, больницы и детских садов - на поддержание социальной сферы. Целесообразно ли это?
    Себежская таможня создана 18 октября 1991 года. Структура таможни насчитывает 5 таможенных постов. Сегодня Себежская таможня - одна из ключевых на Северо-Западе. Именно на ее пропускных пунктах осуществляется надежный контроль за товарооборотом между странами Евросоюза и РФ, защищая интересы внутреннего рынка  и пополняя  государственный бюджет. В ее зону ответственности попадает и трасса «Москва-Рига» - самая короткая, а потому и наиболее выгодная дорога для транзита между центром России и Европой. Но работая преимущественно с Московским регионом (большинство грузов направляются именно туда), при этом таможенная очистка грузов в большинстве случаев происходит в Москве.
      Себежской таможней за 3 года в 2014 - 2016 годах в Федеральный бюджет перечислено 28,9 млрд. рублей, в то время как расходы за этот период составили всего 1,6 млрд. рублей, что составило 5% от объемов доходов в ФБ.
  Перечисление налогов за три года  (2014- 2016гг) на доходы физических лиц Себежской таможней в Межрайонный УФМС №  6 по Псковской области составило 151.5 млн. рублей.
        В руководстве Северо-Западного таможенного управления настаивают, что переход Себежской таможни в подчинение Псковской не означает расформирования первой. Чиновники называют этот процесс реорганизацией, которая, как они выражаются, поможет совершенствовать структуру и повысить эффективность на местах. Если говорить более конкретно, для федерального центра этот процесс - оптимизация, которая позволит сократить заметную часть административных расходов. Но административные расходы не сократятся, а перейдут в Псковскую таможню. Ведь штатная численность не сокращается в северо-западном регионе, она распределяется между Псковом и Северо-Западным таможенным управлением.  Кому выгодно перераспределение штатной численности между таможнями? А за этим стоят человеческие судьбы. Нашему государству есть до этого дело? Разве можно оголять приграничные города, создавать очаг нестабильности? За нас некому заступиться. Все руководство уже который год в таможне - временное, что недопустимо на пограничной таможне!
Для Псковской таможни предстоящая реорганизация - шанс  получить возможность контролировать больший участок границы, улучшить абсолютные показатели и в целом повысить собственную значимость на общефедеральном уровне.
Идея данных перемен пролоббирована снизу. После громкой истории с защитой регионообразующего предприятия (именно так называл Себежскую таможню в 2009 году Андрей Турчак), в Федеральной таможенной службе не планировали реорганизацию, но настойчивое предложение о ней поступило из Псковской таможни еще в начале этого года.
По неофициальной информации, в первую волну оптимизации Себежской таможни будут сокращены около 300 человек. Людям предлагают  переезжать в Псков и Ленинградскую область, но не все могут позволить себе съём квартиры и перевод детей из одной школы в другую. Программа Социальное жилье в нашем государстве не развита. Люди остаются без работы, без средств к существованию. Уже сейчас не подписаны контракты с 15 сотрудниками. А это только начало.
Сегодня административный штат Себежской таможни размещается в четырехэтажном здании, которое ветераны службы считают самым новым и крупным в регионе. На чьём балансе оно окажется в случае масштабных сокращений, пока неизвестно. Развалят, разграбят  то, что создавали 25 лет.  Где выгода? В чем смысл?
Плановые показатели, которые могли стать одним из мотивов Псковской таможни предложить центру реорганизацию, у обеих таможен не сильно отличаются. Себежская в 2015 году отправила в госказну свыше 10 миллиардов рублей, Псковская -  17 миллиардов 342 миллиона. Опережать план Псковской таможне удаётся за счет преобладающего внутреннего направления и ранее присоединенных  Печерской и Пыталовской таможен. А кто считал «чистый»  доход  конкретно Псковской таможни?  В то же время Себежская таможня, несмотря на внедрение той самой концепции, всё равно остается больше транзитной и «московской».
       Представители Федеральной таможенной службы в неофициальных беседах говорят, что не видят в грядущей реорганизации катастрофы. По их мнению, это логичное  продолжение  тенденции последних 7 лет: один регион - одна таможня. А где логика, например, в существовании в Ленинградской области Санкт-Петербургской, Пулковской, Балтийской, Кингисепской, Выборгской таможен?                                                                   

 

Уважаемый Николай Николаевич! Просим Вас разобраться в этом непростом вопросе. Не рубить с молотка. Во всем должен быть здравый смысл.